Обратная связь 

Организация профильного обучения

Организация профильного обучения

на старшей ступени общеобразовательной школы

 

Профильное обучение призвано наиболее полно раскрыть склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы строится следующим образом: в учебном плане определяются базовые и профильные предметы, элективные курсы.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, математика, информатика – профильные предметы в физико-математическом профиле; литература, русский язык, история, иностранные языки – в социально-гуманитарном профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в химико-биологическом профиле.

Профильное обучение предполагает:

— системность получения знаний учащимся по профильным предметам;

— осознанное профессиональное самоопределение;

— широкий познавательный интерес со стержневой предметной направленностью и устойчивый профессиональный интерес;

— способность к творчеству, к решению нестандартных задач, учебных и жизненных;

— способность к самореализации и адаптации в жизненной нестабильной социальной среде;

— наличие устойчивых социально-ценностных и нравственных ориентаций, обеспечивающих личностное самоопределение выпускника.

Такой уровень образованности представляет собой готовность учащихся к личностному и профессиональному самоопределению на основе самопознания.

Кроме того, и это на сегодняшний момент, пожалуй, самое важное, профильное обучение дает возможность более тщательной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Управлением образования, образовательными учреждениями ведется работа по развитию профильного обучения учащихся на старшей ступени, главная цель которой – обеспечение полноценных условий для саморазвития и самореализации личности всех участников учебно-воспитательного процесса через создание единого педагогического пространства. С этой целью на протяжении нескольких лет в общеобразовательных учреждениях округа реализуются профили:

— СОШ №1 – физико-химический;

— СОШ №2 – социально-гуманитарный, химико-биологический, естественно-научный;

— СОШ №3 – химико-биологический.

Данные школы имеют достаточное техническое обеспечение средствами информатизации для успешного решения задач профильного обучения. Практически каждый педагог, работающий в классах профильного обучения имеет первую или высшую квалификационную категорию.

В школах на протяжении нескольких лет уровень обученности и качество знаний остаётся стабильно высокими.

Одним из приоритетных направлений деятельности школы является работа с одарёнными детьми. За последние три года количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников таковы: СОШ № 1 в 2016 – 2 чел., в 2017 – 2 чел., в 2018 – 2 чел.; СОШ № 2 в 2016 – 4 чел., в 2017 – 2 чел., в 2018 – 6 чел.; СОШ № 3 в 2016 – 1 чел.

Таким образом, данные школы способны решать задачи, направленные на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.

Рекомендации родителям:

В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к  изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля в том числе на результаты успеваемости.

Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

В заключение обратим внимание на то, что грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Уважаемые родители! Конкурентноспособный человек умеет делать ответственный выбор. Учиться этому надо еще в школе. Школа должна давать ученику возможность выбирать и нести ответственность за принятые решения.